Спортивная Федерация Спорта Сверх Лёгкой Авиации

Идут тёплые, солнечные дни, на горизонте виднеются лётные выходные. Прогноз шепчет: тепло, хороший ветер, готовься к полётам. В группе мессенджера появляются сообщения о планах на полёты в выходные. В сообщениях всплывает старый, добрый «Забельский», позднее «Кирилово» и «Подымалово», места старта и полётов СЛА. В мыслях уже выстраивается план очередных, типичных полётов, взлёт, посадка на точность, манёвры, всё в радиусе 3 км, так сказать – домашний кружок. Но обычный ход мыслей нарушает внезапное сообщение Альберта, пилота мотопараплана. Альберт предлогает совершить небольшой, групповой перелёт в деревню «Старогумерово», с посадкой и взлётом обратно в «Подымалово». Навестить замечательного человека Хисматуллина Ильвера, пилота дельта и параплана, заведующего лабораторией кафедры сопромат УГАТУ, ликвидатора ЧАЭС. В свои 68 лет Ильвер воспитывает замечательного сына Ильнура, ему 3 года. На данный момент Ильвер не летает, но всячески подсказывает и содействует пилотам.

      От идеи перелёта – появляется некий азарт, настроение, загораются глаза и в чате начинается оживленная переписка, всплывают детали местности, обсуждается прогноз погоды, идёт перекличка участников будущего перелёта, а как же, ожидаются не типичные лётные выходные, а маленькое путешествие, пусть всего 50 км в обе стороны – но путешествие же. Подобные события у пилотов вызывают восторг и не имеет значение какое расстояние необходимо пролететь.

      В процессе обсуждения перелёта, одна из главных тем – это прогноз погоды, прогноз погоды и сама погода, в необходимый день, диктует условия полёта, направление, дистанцию, высоту и т.д. Изначально планируется совершать взлёт с аэродрома «Забельский», облететь жилую зону и выйти на заданный курс полёта, с приземлением через 43 км. По прогнозу погоды, ветер попутный, восточный, 3 м/с и с усилениями 5,6 м/с. Обратный же маршрут сулит встречно-боковой ветер. Исходя из данных условий рассчитываем расход топлива и возможную дозаправку, в случае сильного встречного ветра, снижение лётной скорости и вследствие повышенного расхода топлива. Итогом все общего обсуждения, принимаем решение, сократить дистанцию перелёта, переместив место старта в «Подымалово», ближе к месту приземления «Старогумерово», расстояние сократилось до 25 км в одну сторону. Определяется список участников: Альберт, Артём, Алексей и Денис, начинается подготовка.

Настал день перелёта, снаряжение погружено в машину, в голову загружены радостные, позитивные мысли, ключ на старт и вперёд к месту взлёта! Время взлёта, по плану, приходится на субботу в 17:00 местного. Двигатель шепчет, машина едет, дороги свободны. Первым на место старта прибываю я, встречаю пару местных пилотов «свободников» Андрея и Анвара, они готовятся к парящим полётам со склона. Позднее подъезжают Альберт с Алексеем и Денис.

Началась разгрузка, сборка, подготовка снаряжения. Работа кипит, ветер играючи посвистывает и тормошит траву, уже слышны пробные запуски моторных установок. Вот и первый сюрприз – отказывает ручной стартер в моторной установке Алексея, лопнула возвратная пружина, хотя, перед выездом, на глаза Алексею, попадается запасная пружина, о которой он начал уже забывать, совпадение? Не думаю. Появляются первые нотки мыслей об изменении количества участников перелёта, но ситуация взята в руки бывалых пилотов. «Без паники, сейчас сделаем полевой ремонт и вперёд!» — Звучит лозунг пилотов. Алексей не унывает и героически борется с внезапно появившейся задачей.

      В ходе мыслительного штурма принимаем решение снять, разобрать и отремонтировать стартер подручными средствами, для этого откручиваем часть крепления двигателя к раме. Стартер снят, разобран, решение – убрать осколок пружины, нагреть часть оставшейся пружины, загнуть в нужную сторону, зафиксировать часть корпуса саморезами, поставить на место. Конечно же, в дали от города, магазинов и строительных задач, находятся необходимые саморезы – как будто ждут своего часа. Саморезы вкручены, стартер установлен – появляются, приятные уху, звуки проворачивания поршневой двигателя. Вот он, долгожданный момент – двигатель запущен, радость пилотов не скрыть! Почти всё готово, я решаю первый раз испытать свою новую «леталку с камерой», заранее закрепив на каркас экшн камеру, привязываю опорную стропу «леталки» к крылу. Пробую поднять крыло – высоковато, перевязываю второй, третий раз – готово! В итоге ремонт и подготовка к старту, сместили время взлёта к 18:00 часам. Час Х настал, взлетаем! Первый, второй, третий пошёл! У Дениса, после подъёма крыла, глохнет двигатель, я быстро подбегаю, дёргаю стартер сбоку и в сторону – Денис взлетает. Я стартую четвёртым, героически справляюсь с внезапно прекратившимся «порывчиком» ветра, эпичным спотыканием и прокатом на колене, еще секунда и крыло потеряет летучесть! Резким рывком вперёд, добавлением тяги, стабилизирую крыло и взлетаю.

Я определён ведущим в перелёте, т.к. имею на борту настроенный лётный навигатор и загруженный трек-маршрут. По радиосвязи подтверждаем готовность – полетели. Средняя скорость полёта составляет 50-55 км/ч, ветер попутно-боковой. Характеристики крыльев у каждого пилота разнятся, от этого и скорость у каждого своя, кто-то улетает немного вперёд, кто-то остаётся позади, самые быстрые делают галсы, развороты, самые медленные жмут «тапку» в пол. Высота полёта не большая, под нами не спеша двигается земля, дома, дороги, база облаков примерно на 9000 км, погода ясная, видно далеко.

Вот и виднеется деревня «Старогумерово», бортовой навигатор показывает 5 км до цели, что я и сообщаю по рации всем участникам перелёта и слышу подтвердительные отклики в ответ. Через некоторое время под нами открывается большая поляна на границе с деревней, делаем несколько кругов и видим подъезжающего на ниве, к нам на встречу, Ильвера со своим сыном Ильнуром. Определяем его машину как ориентир посадки и по очереди приземляемся, контакт! Время полёта – 40 минут.

Нас радостно встречают Ильвер с Ильнуром, мы складываем крылья в «розочку», выстёгиваемся с моторных установок, знакомимся, садимся в кружок и под приятный, прохладный квас, любезно предоставленный Ильвером, общаемся. Делимся опытом, интересными историями, отдыхаем, фотографируемся. Нас окружают приятные чувства после перелёта, совокупность радости, наслаждения, чувство путешествия, какая-то вспышка ощущения чего-то нового, это не передать словами. На часах начàло девяти вечера, принимаем решение собираться лететь обратно в «Подымалово». Раскладываем крылья, благодарим Ильвера за тёплый приём, проверяем моторные установки, заводим и начинаем по очереди взлетать. Первый, второй, третий, четвертый – все в воздухе. Делаем разворот и выходим на обратный курс.

Прогноз прогнозом, но природа диктует свои реалии – ветер меняет направление и становится попутно боковым. Как будто ветер на нашей стороне и решает всячески нам сопутствовать, от чего мы ему очень благодарны! Скорость полёта уже 55-60 км/ч, болтанки в воздухе почти нет, летим. Наблюдаем всё те же дома, дороги, землю, только в обратном направлении, не спеша ползущие под нами, лепота…Вот и «Подымалово» виднеется, я настолько увлёкся, что чуть не пролетел его и начал держать курс на аэродром «Забельский», а чего, топлива еще много, с запасом! В рацию услышал Альберта, тотчас пришёл в себя, повернул голову направо – вот же оно родное «Подымалово». Крен вправо и курс на посадку, ориентир — наши припаркованные машины. Докладываю по рации о ветре и посадочной глиссаде, возможной роторной зоне и первым приземляюсь, контакт! Чуть погодя, приземляются и все остальные участники перелёта. Посадка мягкая, все довольны. С чувством выполненного долга и умиротворением, начинаем не спеша сборку, укладку снаряжения. Немного общаемся, делимся впечатлениями, первым уезжает Денис, я с Албертом и Алексеем пьём чаёк и разъезжаемся по домам.

День сделан, перелёт совершён. Еще одно памятное событие создано. Благодарю каждого участника, до следующей встречи и полётов.

Оставьте комментарий