Новости

Отчёт о выездном заседании Правительства РФ по вопросам допризывной подготовки молодёжи


22 апреля 2009 года. г.Рязань

Выдержки из «Стенографического отчёт о заседании президиума Государственного совета  по вопросам совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи»

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги! Мы с вами продолжаем практику проведения выездных заседаний президиума Государственного совета.

Я только что был в Воздушно-десантном командном училище, на областном призывном пункте. В общем и целом там всё, естественно, выглядит прилично. Но понятно, что подготовка к армии начинается задолго до попадания на призывной пункт и до поступления в училище. Эта подготовка начинается, собственно, в школе. И, естественно, она касается и сферы образования, и сферы здоровья, причём как физического, так и нравственного здоровья.

Напомню, что согласно утверждённой военной стратегии комплектование армии и флота на период 2020 года остаётся смешанным, причём трое из четырёх военнослужащих подлежат набору на основании призыва. И именно от их физической выносливости, от уровня ответственности, уровня образования будет зависеть, смогут ли они работать на современной технике, достойно переносить трудности воинской службы и, соответственно, быть готовыми к тем угрозам, с которыми сталкивается наша страна и на которые должна отвечать армия.

Во-первых, необходимо серьёзно модернизировать системы спортивной и технической подготовки допризывной молодёжи. Вы знаете, что у нас здесь есть свой собственный опыт, уникальный опыт. Он не идеальный, но он уникальный, и он действительно создавался в нашей стране.

Ещё не так давно миллионы людей занимались в секциях ДОСААФ, получая в том числе знания и навыки по военно-учётным специальностям. Именно в кружках авиамоделей и автомоделистов делали свои первые шаги многие наши прославленные лётчики, конструкторы, инженеры.

К сожалению, за последние 10 лет число молодых людей, которые занимаются спортом в РОСТО, как правопреемнике ДОСААФ, сократилось почти в 25 раз. То есть, иными словами, можно считать, эта работа вообще и не ведётся в нормальных объёмах, хотя для подготовки призывников эта организация имеет и технику, и учебные площадки. Конечно, не хватает современных средств обучения, не хватает нового оборудования, не хватает тренажёров. Но очень многое зависит и от активности тех, кто работает в этих организациях.

На грани развала оказалась спортивная авиация. Не так давно я даже на эту тему разговаривал, когда встречался с нашими женщинами, занимающимися совсем не женским трудом. В упадке находится и планёрный, и парашютный спорт. И это, конечно, упущенные возможности для страны, для нашего подрастающего поколения.

Понятно и то, что в условиях текущего финансового кризиса этими проблемами заниматься непросто, но делать это надо, нам деваться некуда. И поэтому я поручаю подготовить перечень необходимых мер государственной поддержки авиационных, технических, военно-прикладных видов спорта, который должен быть утверждён Правительством Российской Федерации.

Второе, что необходимо делать, на чём необходимо сконцентрироваться. Грамотных и продуманных действий требуют также вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодёжи.

Я знаю, что во многих субъектах нашей страны накоплен интересный и полезный опыт работы в этой сфере. Предлагаю разработать и принять региональные программы допризывной подготовки молодёжи с финансированием в том числе и за счёт региональных бюджетов. А эффективность деятельности исполнительной власти (мы её оцениваем, есть набор критериев) оценивать в том числе и по показателям подготовленности молодёжи к военной службе. Потому что в конечном счёте, это такой синтетический показатель, который, по сути, отражает и здоровье молодых людей.

Третья тема, на которую хотел обратить внимание, ключевой элемент допризывной подготовки, – это обучение молодёжи основам военной службы и военно-учётным специальностям. В этой связи хотел бы также сказать, что я поручаю разработать нормативы по материально-техническому оснащению образовательных учреждений, которые участвуют в допризывной подготовке молодёжи, и включить их в федеральный образовательный стандарт общего образования, который существует в нашей стране.

Думаю, нам нужно обсудить и вопрос концепции федеральной системы подготовки молодёжи к военной службе на период до 20-го года и, наверное, подумать о создании специальной межведомственной комиссии для координации такого рода деятельности и такого рода работы.

Доклад от имени президиума Госсовета делает Николай Кириллович Максюта.

На региональном уровне военно-патриотическим воспитанием молодёжи в рамках реализации программы патриотического воспитания занимаются органы по делам молодёжи и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также общественные организации, советы ветеранов и военные комиссариаты. Однако только этих усилий недостаточно. Тем более на сегодняшний день претерпевают также реформы комиссариаты, сокращаются и объединяются многие территории под одним комиссариатом. Рабочая группа предлагает пересмотреть это отношение к военным комиссарам.

Всё то, что я сказал, требует увеличения также объёмов финансирования программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, концентрации выделенных в рамках программы финансов в основных министерствах и ведомствах, отвечающих за её реализацию, а также финансирования субъектов Российской Федерации.

Мощнейшим ресурсом может стать развитие системы профильных образовательных учреждений соответствующей направленности, а именно увеличение числа военных лицеев, кадетских корпусов, кадетских школ-интернатов. Там, где есть казачество, – там казачьи кадетские корпуса.

Одна из основных проблем, с которой придется столкнуться при создании федеральной системы допризывной подготовки молодёжи, – трудность налаживания взаимодействия между федеральными, региональными органами власти, органами местного самоуправления и соответствующими объединениями, участвующими в допризывной подготовке молодёжи. Консолидации усилий в первую очередь мешает отсутствие чёткого распределения полномочий между ними. Кроме того, нет единых требований к регионам в вопросах организации подготовки молодёжи к военной службе. Степень готовности молодёжи к службе в Вооружённых Силах не входит сегодня в систему критериев оценки эффективности работы глав исполнительной власти субъектов Федерации и также муниципальных образований.

Ещё одно препятствие – это отсутствие единого координирующего центра, наделенного государственными полномочиями соответствующего характера. Этим частично занимались комиссариаты, но этого недостаточно.

Ситуация ещё более обострилась с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», в соответствии с которым значительная часть полномочий в сфере допризывной подготовки молодёжи передана на региональный и муниципальный уровни.

Сейчас мы видим, что внимание к допризывной подготовке молодёжи со стороны региональных органов власти в большей степени зависит от субъективного понимания важности этой задачи руководством субъектов Российской Федерации и исторически сложившегося на данной территории отношения к армейской службе.

Итак, проведенный анализ ситуации, складывающейся с допризывной подготовкой молодёжи, позволяет сделать следующие выводы.

Первое. Сложившаяся в Российской Федерации система допризывной подготовки молодёжи не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения безопасности и обороноспособности страны, и требуют коренной модернизации.

Второе. Основным направлением данной модернизации должна стать  новая федеральная система допризывной подготовки молодёжи, отдельные элементы которой необходимо внедрять начиная с дошкольного возраста.

Третье. Для формирования новой системы в первую очередь необходимо направить усилия на улучшение состояния здоровья призывников, восстановление системы массовых, военно-прикладных и технических видов спорта, военно-патриотическое воспитание и подготовку молодёжи по военно-учётным специальностям.

Четвертое. Координировать деятельность всех элементов допризывной подготовки молодёжи должна специально созданная межведомственная комиссия, наделённая необходимыми функциями и полномочиями. Аналогичные комиссии должны появиться и в регионах.

И пятое, последнее. Представляется, что исходным и обязательным шагом совершенствования системы допризывной подготовки должно стать повышение роли и усиление контроля со стороны государства за подготовкой молодёжи к службе в армии.

Выступление начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, первого замминистра обороны - Николая Егоровича Макарова.

Первое. Сегодня основной проблемой подготовки граждан к военной службе является слабое здоровье и низкий уровень физического развития молодёжи. Если состояние тренированности и физической подготовленности призывников характеризовать наличием спортивного разряда или спортивного звания, то ежегодно не более 3 процентов граждан из числа призванных на военную службу обладают подобными результатами. В 42 субъектах Российской Федерации не был достигнут даже такой скромный показатель. Это свидетельствует о недостаточном охвате молодёжи физической культурой, в том числе занятиями военно-прикладными и техническими видами спорта. В настоящее время большинство общественных и спортивных организаций развивают преимущественно коммерческие виды спорта или спорт высших достижений.

Министерство обороны намерено предпринять ряд конкретных мер для исправления существующего положения дел. В рамках реализации стратегии социального развития Вооружённых Сил планируется реорганизовать спортивные клубы Вооружённых Сил в физкультурно-оздоровительные центры с возложением на них задач физической подготовки допризывной и призывной молодёжи.

Для увеличения массовости физкультурных мероприятий мы планируем предоставлять военно-патриотическим объединениям объекты спортивной базы воинских частей, военно-учебных заведений и организаций Министерства обороны. Но масштабы проблем требуют вмешательства государства. На наш взгляд, серьёзным шагом могли бы стать ежегодные региональные и всероссийские смотры физической подготовленности граждан допризывного и призывного возраста к военной службе, проводимые органами исполнительной власти совместно с Минобороны.

Второе. Важным вопросом допризывной подготовки молодёжи является военно-патриотическое воспитание. Необходимо констатировать, что на современном этапе, к сожалению, результативность военно-патриотического воспитания допризывной молодёжи низкая. В результате одной из основных причин уклонения граждан от мероприятий, связанных с призывом, является отсутствие у них осознанной мотивации в прохождении военной службы.

Перспективными мерами в этом направлении могут стать: разработка, производство и распространение среди молодёжи компьютерных игр военно-патриотической направленности, а также создание военно-патриотических медиапрограмм.

Третье. Ещё одной существенной проблемой является недостаточный охват и низкое качество подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях. Особенно это касается системы начального и среднего профессионального образования. Действующие программы по основам военной службы, не превышающие 70 часов, не могут компенсировать сокращение сроков военной службы по призыву. В этой связи целесообразно ввести в учебный процесс образовательных учреждений 140-часовую программу подготовки по основам военной службы, разработанную Минобороны. Данные предложения поддерживают все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Основные причины низкого качества подготовки специалистов следующие.

Первое. Неудовлетворительное состояние учебно-материальной базы учебных организаций, низкий уровень укомплектованности современной техникой. Существующий парк техники морально и физически изношен и характеризуется большой разномарочностью, как следствие – недостаточный объём и качество выполнения учебных программ.

Второе. Нельзя не сказать и о том, что на негативной подготовке специалистов сказалась избыточная коммерциализация учебных организаций, занимающихся допризывной подготовкой. Мы уже сейчас испытываем дефицит по ряду специальностей. В перспективе можем оказаться перед фактом, когда специалистов будут готовить только на базе Министерства обороны, а этого недостаточно.

В условиях, когда военная служба по призыву сокращена до одного года, необходима гарантированная подготовка квалифицированных специалистов – более 200 тысяч человек в год.

Назрела необходимость прямого государственного влияния на систему допризывной подготовки граждан. Одним из важных направлений, на наш взгляд, должно стать преобразование РОСТО в общественную государственную организацию. Эта позиция председателя Центрального совета РОСТО Юрия Камышанова и рабочей группы полностью поддерживается Министерством обороны Российской Федерации. Это позволит укрепить систему управления организациями в вопросах качественной подготовки молодёжи к военной службе; гарантированно обеспечить выполнение государственного заказа на подготовку специалистов, необходимых для военной организации государства; оказывать целенаправленную помощь в совершенствовании учебно-материальной базы региональных организаций, оснащение их техникой, состоящей на вооружении войск, и более эффективно её использовать; создать условия для массового развития военно-прикладных и технических видов спорта, а также военно-патриотического воспитания молодёжи. Реализация этих мер создаст надёжные механизмы взаимодействия в сфере, напрямую затрагивающей вопросы безопасности и обороноспособности страны.

Предлагаю дополнительно внести в решение предложения председателя Центрального совета РОСТО Юрия Камышанова о преобразовании общественной организации РОСТО в общественно-государственную организацию РОСТО.

Заключительное слово Президента РФ Д.Медведева.

Во-первых, состояние здоровья призывников. Конечно, нужно разбираться, что происходило. Мы понимаем, в какой ситуации была наша страна и, собственно, люди в 90-е годы, когда просто и качество жизни существенно ухудшилось, и рацион питания изменился. Сейчас немножко другое время, но при этом мы должны посмотреть на проблему комплексно. Почему такие цифры пугающие? Казалось бы, сейчас должна ситуация меняться в лучшую сторону, однако, этого не происходит. Наверное, есть и какие-то другие проблемы.

Мы понимаем на самом деле, как проходили медицинские обследования, скажем, выпускников в советские годы. Формально проходили, абсолютно формально. Сейчас это делается иначе. И если раньше с государством никто не связывался, то сейчас спорят. И, в общем-то, это неплохо.

Есть ещё одна тема, на которую не нужно закрывать глаза, – коррупция на теме здоровья. Справки покупают, мы знаем это прекрасно. Я даже сейчас говорю не о том, чтобы сделать какие-то специальные оргвыводы, но это те факторы, которые тоже влияют на эту статистику.

И ещё одна тема по подготовке наших допризывников в рамках той деятельности, которая ведется РОСТО. Я об этом уже говорил. Ну вот, например, могу привести данные по Рязанской региональной общественной организации. Тоже пока без оргвыводов, просто информация. Административное здание, улица Электрозаводская, дом 63, – помещение сдано в аренду коммерческим организациям. Рязанская автошкола, улица Новая, дом 92, – сдана в аренду коммерческим организациям. Внутренняя территория между рязанской автошколой и административным зданием используется под платную стоянку. Часть помещений тира рязанской автошколы сданы в аренду коммерческим организациям. Здание, предназначенное для морской школы, улица Есенина, дом 2б, – вместе с земельным участком продано. Часть объектов, расположенных на аэродроме «Протасово», посёлок Листвянка, – сдано в аренду коммерческим организациям. Понятно, если всё это распродать, то и готовить [специалистов] негде будет.

Я ещё раз подчеркиваю: это не значит, что всё это было нужно обязательно сохранить, но здесь должна быть какая-то разумная государственная программа, а не усмотрение тех или иных уважаемых граждан, распоряжающихся общественной собственностью. Это в конце концов когда-то на народные деньги создавалось.

У нас зачастую идут разговоры на заседании президиума Госсовета по таким вроде бы более глобальным вопросам, но, ещё раз повторяю, сегодняшняя тема очень важная, и хорошо, что мы специально сконцентрировались на ней.

Что я хотел бы сказать. Начну с некоторых комментариев к тому, что прозвучало. Идеи, которые высказывались, часть из них, во всяком случае, мне представляются разумными.

Что, в частности, я хотел бы поддержать? В отношении президентских кадетских корпусов. Я считаю, что, конечно, кадетские корпуса должны быть разные, в том числе и в субъектах Федерации должны быть свои кадетские корпуса, и очень хорошо, что это так. Но мы можем подумать о создании, скажем, в каждом федеральном округе по одному президентскому кадетскому корпусу, который тоже будет аккумулировать такого рода работу уже на окружном уровне, и, наверное, это может быть в плюс для той задачи, которая нас с вами сегодня объединила. Я такое поручение – проработать идею – дам.

В отношении телеканала «Звезда». У нас, в принципе, действительно сейчас этот телеканал распространяется далеко не везде, хотя нельзя сказать, что он совсем уж обижен вниманием. Тем не менее если говорить о будущем, то практически решён вопрос о том, чтобы у нас «Звезда» распространялась в качестве одного из общефедеральных каналов в рамках того цифрового пакета, на который мы должны выйти в ближайшие годы. То есть она попадёт в каналы так называемого общего доступа, которые будут распространяться через новое цифровое телевидение.

В отношении РОСТО. Я думаю, что мы можем принять к сведению то, что было сказано и руководителем организации. Совершенно очевидно, эта организация требует своей модернизации и в силу того, что прошло уже много лет с момента её создания, воссоздания в новом качестве, и в силу того, что никто из нас не может быть доволен успехами в её деятельности. Поэтому я полагаю правильным начать, собственно, саму работу по её реорганизации в структуру общественно-государственного образования и провести эту работу за короткий период, чтобы мы потом не возвращались ещё раз к тому, что этот процесс реорганизации в общественно-государственное объединение затянулся на годы. Я соответствующие поручения, естественно, дам. И хотел бы обратить на это внимание всех присутствующих. Или мы это всё сделаем разумным образом за короткое время, за короткие сроки, или судьбой этой организации будут заниматься уже другие органы, в том числе правоохранительные.

Я подпишу поручение, касающееся темы нашего сегодняшнего разговора, я имею в виду и концепцию федеральной системы подготовки молодёжи к военной службе на период до 2020 года, как поручение Правительству, и разработку нормативов по материально-техническому оснащению образовательных учреждений, участвующих в допризывной подготовке молодёжи, и меры господдержки, включая бюджетное финансирование авиационных, технических, военно-прикладных видов спорта по перечню, который утверждается Правительством. Это касается и единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности призывников, проработки вопроса о введении электронного паспорта призывника, предусматривающего учёт его физического и морально-психологического состояния. Министерство обороны должно будет внести предложения по образованию межведомственной комиссии по вопросам допризывной подготовки молодёжи к военной службе. И ряд других поручений.

С учётом того, что эта тема политическая, я хотел бы, чтобы общий контроль за всеми мероприятиями, в том числе и касающимися судьбы РОСТО и другими мероприятиями, осуществляла Администрация Президента.

Уважаемые коллеги, если будем работать, то решим и эту задачу.

Спасибо вам за участие.