Федеральные авиационные правила

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА "ТРЕБОВАНИЯ К ЧЛЕНАМ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И СОТРУДНИКАМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ/ПОЛЕТНЫМ ДИСПЕТЧЕРАМ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ"

УТВЕРЖДЕНЫ

     приказом Минтранса России

     от 12 сентября 2008 года № 147

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" и со статьями 32, 33 и 37 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (приложение 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу").

_______________

 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст.1383; 1999, № 28, ст.3483; 2004, № 35, ст.3607; 2004, № 45, ст.4377; 2005, № 13, ст.1078; 2006, № 30, ст.3290, ст.3291; 2007, № 1 (ч.1), ст.29; № 27, ст.3213; № 46, ст.5554; № 49, ст.6075; № 50, ст.6239; ст.6244; ст.6245; 2008, № 29 (ч.1), ст.3418, № 30 (ч.1), ст.3616.

 

1.2. Настоящие Правила определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей следующих свидетельств:

 частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет);

 коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет);

 пилота многочленного экипажа (самолет);

 линейного пилота (самолет, вертолет);

 пилота планера;

 пилота свободного аэростата;

 пилота сверхлегкого воздушного судна;

 штурмана;

 бортрадиста;

 бортинженера (бортмеханика);

 бортпроводника;

 бортоператора;

 специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники;

сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера.

 1.3. Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера гражданской авиации осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками.

 1.4. В свидетельствах, указанных в пункте 1.2 настоящих Правил, приводятся сведения, установленные в приложении 2 к настоящим Правилам.

 1.5. Для выполнения предусмотренных настоящими Правилами функций члена экипажа воздушного судна, зарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, к свидетельству, выданному другим государством - членом ИКАО, необходимо иметь разрешение, выдаваемое уполномоченным органом, которое является неотъемлемой частью свидетельства.

 Уполномоченный орган указывает в разрешении срок его действия, который не может превышать срока действия самого свидетельства и может ограничить разрешенные функции обладателя свидетельства.

 1.6. Обладатель свидетельства не осуществляет функций, предусмотренных свидетельством и соответствующими квалификационными отметками, если он не отвечает требованиям, установленным настоящими Правилами.

 1.7. В случаях, установленных настоящими Правилами, обладатель свидетельства должен иметь действующее медицинское заключение, выданное в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 года № 50.

_______________

 Зарегистрирован Минюстом России 7 мая 2002 года, регистрационный № 3417, с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 апреля 2003 года № 125, зарегистрированным Минюстом России 8 июля 2003 года, регистрационный № 4879, и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 ноября 2004 года № 27, зарегистрированным Минюстом России 22 ноября 2004 года, регистрационный № 6129.

  1.8. При ухудшении состояния здоровья обладателя свидетельства, препятствующем безопасному выполнению предусмотренных его свидетельством функций, запрещается выполнять такие функции.

 1.9. Обладателям предусмотренных в настоящем Правилах свидетельств запрещается выполнять функции, предоставляемых свидетельствами и соответствующими квалификационными отметками, находясь под воздействием любого психоактивного вещества.

_______________

 Пункт 3.4 приложения N 14 к Федеральным авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 года N 50.

  1.10. Члены летных экипажей в установленном порядке ведут записи об опыте летной эксплуатации воздушного судна.

 1.11. Члены летных экипажей (пилоты, штурманы и бортрадисты), осуществляющие ведение радиотелефонной связи на борту воздушного судна при выполнении международных полетов, должны отвечать требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами "Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации при подготовке к выполнению международных полетов", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2007 года N 90.

_______________

 Зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2007 года, регистрационный N 9987.

  1.12. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

  II. Общие требования к пилотам воздушных судов

 2.1. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленного ниже вида воздушных судов необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами:

 самолет;

 дирижабль объемом более 4600 м;

 свободный аэростат;

 планер;

 вертолет;

 сверхлегкое воздушное судно с массой конструкции более 115 кг.

 2.2. При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносится отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).

 2.3. Обладатель свидетельства частного пилота, коммерческого пилота или линейного пилота для эксплуатации дополнительного вида воздушных судов должен получить соответствующую квалификационную отметку о виде воздушного судна, выдаваемую при условии выполнения требований настоящих Правил, установленных для соответствующего вида воздушного судна.

 2.4. Обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна, пилота планера или пилота свободного аэростата для эксплуатации дополнительного вида воздушных судов получают новое свидетельство пилота соответствующего вида воздушного судна.

 2.5. Обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 настоящих Правил или отметки о типе воздушного судна, в случаях, указанных в пункте 2.7 настоящих Правил.

 2.6. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота на самолете, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота, кроме указанных в подпункте "в" пункта 2.7 настоящих Правил случаев, обладатель свидетельства пилота должен иметь квалификационную отметку о классе:

 а) с одним двигателем, сухопутный;

 б) с одним двигателем, гидросамолет;

 в) многодвигательный, сухопутный;

 г) многодвигательный, гидросамолет.

 Квалификационная отметка о классе воздушного судна вносится в свидетельство, если кандидат продемонстрировал степень умения, соответствующую свидетельству для класса воздушного судна, по которому он желает получить квалификационную отметку.

 2.7. Обладатель свидетельства пилота должен получить квалификационную отметку о типе воздушного судна для эксплуатации:

 а) воздушного судна, в сертификате типа или в руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что для его эксплуатации требуется второй пилот;

 б) вертолета, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота;

 в) любого воздушного судна, когда это предусмотрено в сертификате типа на это воздушное судно.

 Если функции пилота ограничиваются только функциями второго пилота, то в квалификационной отметке о типе воздушного судна указывается это ограничение.

 2.8. Обладатель квалификационной отметки о типе воздушного судна, требуемой в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.7 настоящих Правил, должен:

 а) приобрести под контролем инструктора опыт на соответствующем типе воздушного судна и/или соответствующем пилотажном тренажере в следующих областях:

 обычные схемы полета и маневры на всех этапах полета;

 особые и аварийные процедуры и маневры, связанные с выходом из строя и отказами оборудования, например силовой установки, приборов и систем воздушного судна, его планера;

 при необходимости, выполнение полетов по приборам, включая заходы на посадку, уходы на второй круг и посадки по приборам в нормальных, особых и аварийных условиях, в том числе с имитацией отказа двигателя;

 порядок действий при потере членом экипажа работоспособности и порядок координации действий экипажа, включая распределение задач по пилотированию;

 взаимодействие членов экипажа и применение контрольных карт;

 б) продемонстрировать умение и знания, требуемые для обеспечения безопасного выполнения полетов на соответствующем типе воздушных судов, которые отвечают обязанностям командира воздушного судна или второго пилота;

 в) продемонстрировать знания, указанные в подпункте "б" пункта 6.1 настоящих Правил.

 2.9. Кандидат на получение квалификационной отметки о типе воздушного судна, требуемой в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2.7 настоящих Правил, должен продемонстрировать умения и знания, требуемые для обеспечения безопасного выполнения полетов на соответствующем типе воздушных судов.

 2.10. При отсутствии квалификационной отметки о типе воздушного судна, предусмотренной в пункте 2.7 настоящих Правил, владелец свидетельства для выполнения учебных и исследовательских полетов или полетов с конкретной специальной целью, не связанных с получением платы или перевозками пассажиров, получает специальное разрешение от уполномоченного органа на выполнение указанного полета (полетов).

 2.11. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота при полетах по правилам полета по приборам или в случае, если погодные условия не соответствуют правилам визуальных полетов, обладатель свидетельства должен иметь квалификационную отметку о праве выполнения полетов по приборам, соответствующую виду воздушного судна.

 2.12. Для осуществления летного обучения обладатель свидетельства пилота должен иметь квалификационную отметку "пилот-инструктор" и квалификационные отметки, позволяющие выполнять функции командира воздушного судна класса/типа, на котором производится обучение.

 Лицо, занимающееся обучением на пилотажном тренажере, должно иметь или имело ранее квалификационную отметку "пилот-инструктор" в свидетельстве пилота или специальное разрешение уполномоченного органа.

 2.13. Обучаемому лицу или владельцу свидетельства пилота засчитывается в налет время, в течение которого он выполнял полеты самостоятельно, с инструктором на самолете с двойным управлением и в качестве командира воздушного судна, которое включается в общее время налета, необходимого для получения свидетельства пилота.

 Обладателю свидетельства пилота, выполняющему функции второго пилота на рабочем месте пилота на воздушном судне, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что оно может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота, но для эксплуатации которого возможно наличие второго пилота, засчитывается не более 50% полетного времени в качестве второго пилота в суммарном времени налета, требующегося для получения свидетельства пилота более высокого класса.

 2.14. Время, в течение которого обладатель свидетельства пилота выполняет функции второго пилота воздушного судна, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что оно может эксплуатироваться летным экипажем, включающим второго пилота, засчитывается полностью в суммарном времени налета, требующегося для получения свидетельства более высокого класса.

 Время, в течение которого обладатель свидетельства второго пилота выполняет под контролем командира воздушного судна обязанности и функции командира воздушного судна (командир воздушного судна под наблюдением), засчитывается полностью в суммарном времени налета, требующегося для получения свидетельства более высокого класса.

 2.15. Не допускается к выполнению функций командира воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицо, достигшее:

 возраста 60 лет; или

 возраста 65 лет, в случае выполнения полетов в экипаже с другим пилотом старше 60 лет.

 2.16. Не допускается к выполнению функций второго пилота воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицо, достигшее возраста 65 лет.

 2.17. При обучении с целью получения свидетельства пилота к самостоятельным полетам обучаемое лицо допускается только под контролем или по письменному разрешению пилота-инструктора, соответствующему требованиям пункта 2.12 настоящих Правил.

 2.18. При обучении с целью получения свидетельства пилота обучаемое лицо допускается к самостоятельным полетам, если он имеет действующее медицинское заключение первого или второго класса.

 2.19. Студенты и курсанты высших и средних учебных заведений гражданской авиации по подготовке пилотов должны иметь медицинское свидетельство первого класса.

 2.20. Обладатель свидетельства пилота выполняет функции командира воздушного судна при перевозке пассажиров, только в случае, если он в предшествующие 90 дней выполнил не менее трех взлетов и трех посадок на воздушном судне того же типа/класса или тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же типа/класса.

 Обладатель свидетельства пилота выполняет функции командира воздушного судна при перевозке пассажиров ночью, только в случае, если в течение в предыдущих 90 дней он выполнил не менее трех посадок ночью на воздушном судне того же типа/класса или тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же типа/класса.

 2.21. Обладатель свидетельства пилота выполняет функции командира воздушного судна при полетах по правилам полетов по приборам или в случае, если погодные условия не соответствуют правилам визуальных полетов, только если в течение последних 6 календарных месяцев:

  он выполнил, как минимум, шесть заходов по приборам в фактических или имитируемых условиях полетов по приборам, на воздушном судне того же вида или тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же вида; или

 прошел квалификационную проверку пилотом-инструктором на воздушном судне соответствующего вида или на тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же вида, включающую выполнение схем полета и маневров, указанных в подпункте "д" пункта 7.1 настоящих Правил.

 2.22. Обладатель свидетельства пилота не выполняет функции командира воздушного судна или второго пилота воздушного судна:

 на воздушном судне, сертифицированным для полетов с одним пилотом, только если он в течение предшествующих 24 месяцев не прошел квалификационную проверку пилотом-инструктором;

 на воздушном судне, для эксплуатации которого требуется второй пилот, только если он в течение предшествующих 12 месяцев не прошел квалификационную проверку пилотом-инструктором.

 В ходе проверки обладатель свидетельства демонстрирует пилоту-инструктору:

 а) необходимый уровень теоретических знаний и знаний воздушного законодательства Российской Федерации в области деятельности в течение не менее часа; и

 б) в течение не менее часа навыки (умения) управления воздушным судном в полете или на комплексном тренажере, допущенном уполномоченным органом к эксплуатации (использованию) для подготовки авиационного персонала.

 При положительных результатах указанных проверок пилот-инструктор делает соответствующую запись в летную книжку.

XI. Требования к пилоту сверхлегкого воздушного судна

 11.1. Обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна должен:

 а) быть старше 16 лет.

 б) продемонстрировать знания в следующих областях:

 практическая аэродинамика соответствующего класса сверхлегкого воздушного судна, конструкции и эксплуатации сверхлегкого воздушного судна;

 закон и правил, касающихся обладателя свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна; правил полетов; практики и правил обслуживания воздушного движения;

 принципов работы систем и приборного оборудования;

 эксплуатационных ограничений; соответствующих эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;

 влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики; учет массы и центровки;

 использования и практического применения параметров взлетных (стартовых), посадочных и других летно-технических характеристик;

 предполетного планирования и планирования полета по маршруту; выполнения полетов в районах с интенсивным движением;

 возможности человека применительно к пилоту сверхлегкого воздушного судна, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;

 применения основ авиационной метеорологии; правил получения и использования метеорологической информации; измерения высоты;

 практических аспектов аэронавигации и методов счисления пути; пользования аэронавигационных карт;

 использования аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений;

 соблюдения мер предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в следе и других опасных явлений;

 основ полета применительно к пилоту сверхлегкого воздушного судна.

 в) иметь налет:

 на сверхлегких воздушных судах, оборудованных силовой установкой - не менее 25 часов в качестве пилота сверхлегкого воздушного судна, включая 12 часов самостоятельного налета, 5 часов - по маршруту, не менее 30 самостоятельных взлетов и посадок, из которых 6 посадок - с задросселированным (выключенным) двигателем;

 на сверхлегких воздушных судах без силовой установки - общий налет 12 часов, 12 полетов продолжительностью более 10 мин каждый, и 5 полетов - более 30 мин каждый, 3 полета по маршруту - на дальность не менее 1,5 км.

 приобрести опыт эксплуатации сверхлегких воздушных судов в областях:

 предполетной подготовки, включая сборку и осмотр сверхлегкого воздушного судна;

 выполнения технических приемов и правил, применяемых при используемом методе старта, включая соответствующие ограничения воздушной скорости, порядка действий в аварийной обстановке и использование сигналов;

 выполнения полетов по схемам движения, методов и мер, применяемые для предотвращения столкновений;

 управления с помощью внешних визуальных ориентиров;

 выполнения полета в эксплуатационном диапазоне режимов полета;

 распознавания начального и развившегося сваливания и вывод из него, складывания крыла, если применимо, и других опасных режимов полета;

 предотвращения выхода на опасные режимы полета;

 взлеты, посадки в нормальных условиях, при боковом ветре, посадки с выключенным двигателем;

 выполнения полетов по маршруту с помощью визуальных ориентиров и методов счисления пути;

 порядка действий в аварийной обстановке.

 г) должен продемонстрировать способность выполнять в качестве командира сверхлегкого воздушного судна полеты и маневры, указанные в подпункте "в" пункта 11.1 настоящих Правил, а также умение:

 распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибки;

 управлять сверхлегким воздушным судном в пределах его ограничений;

 плавно и точно выполнять все маневры;

 принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полете;

 применять знания в области аэронавигации;

 постоянно осуществлять управление таким образом, чтобы обеспечить успешное выполнение схемы полета или маневра;

 д) пилот сверхлегкого воздушного судна должен иметь действующее медицинское заключение второго класса.

 11.2. Для выполнения функций пилот сверхлегкого воздушного судна должен получить квалификационные отметки о классе сверхлегкого воздушного судна:

 с балансирным управлением (дельтаплан, дельталет);

 с аэродинамическим управлением (автожир, вертолет, самолет);

 со смешанным управлением (параплан).

 11.3. Обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6-1.12, 2.13, 2.14 и 2.17-2.19 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметках в свидетельстве может осуществлять функции командира любого сверхлегкого воздушного судна, если обладатель свидетельства прошел подготовку, продемонстрировал навыки на сверхлегком воздушном судне разрешенного класса. Квалификационная отметка о виде воздушного судна включает указание на разрешенный класс сверхлегкого воздушного судна.

 Для выполнения полетов с водной поверхности обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна должен иметь налет не менее 12 ч в соответствующей конфигурации сверхлегкого воздушного судна.

 11.4. Для выполнения авиационных работ обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна должен:

 иметь общий налет не менее 80 часов в течение не менее одного года, из них налет при обучении авиационным работам не менее 20 часов и выполнил 50 полетов с площадок вне аэродрома;

 пройти подготовку по программе, включающей получение знаний о технологии выполняемых работ, характеристиках веществ и оборудования, используемых при выполнении авиационных работ;

 выполнить полеты под руководством пилота-инструктора, включающие специальные маневры, иметь общий налет не менее 80 ч в течение не менее одного года, из них при обучении авиационным работам - не менее 20 ч и выполнить 50 полетов с площадок вне аэродрома.

 11.5. Если предполагается выполнять работы по оценке летной годности, то пилот сверхлегкого воздушного судна должен иметь общий налет на сверхлегких воздушных судах не менее 200 ч, опыт полетов не менее чем на 5 сверхлегких воздушных судах различной конструкции. Отметка о праве проведения работ по оценке летной годности вносится в свидетельство.

 11.6. Для получения квалификационной отметки "Пилот сверхлегкого воздушного судна - инструктор" обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна должен иметь налет не менее: 100 ч, из них в течение последних 2 лет:

 на безмоторных сверхлегких воздушных судах - 40 ч;

 на обучение инструкторской работе не менее 25 ч.