Параплан

ПАРАПЛАН - класс безмоторных сверхлегких летательных аппаратов тяжелее воздуха. По классификации ФАИ - 3-й класс дельтапланов; дельтаплан нежесткой (парашютной) конструкции.

Во время полета, как и у дельтаплана, пилот находится в так называемой подвеске (подвесной системе), которая обеспечивает ему свободу телодвижений для балансирного управления. Только подвесные системы у парапланов значительно отличаются по конструкции от дельтапланерных подвесок, в первую очередь тем, что пилот в них находится в сидячем положении, а не в горизонтальном, как в подвесных системах дельтапланов. От дельтаплана параплан отличается более легкой конструкцией и более простым способом управления. В управлении параплан сочетает основные принципы своих предшественников - парашюта и дельтаплана: повороты могут выполняться как за счет затягивания строп управления (их две - левая и правая) - как у парашюта, так и за счет переноса веса тела в подвеске - как при управлении дельтапланом. Обычно используются оба варианта.
Дельтаплан в сравнении с парапланом. Дельтаплан старше параплана на 15 лет. Он выигрывает у параплана в скорости и дальности полета. Если параплан тяготеет к плавности, то дельтаплан - к стремительности. Современные безмачтовые дельтапланы имеют максимальную скорость более 120 км/ч против 60 км/ч у лучших спортивных парапланов. И аэродинамическое качество дельтапланов достигает 15 единиц против 9-10 единиц у самых совершенных парапланов. Полет динамичен. Превосходство дельтаплана также и в остроте ощущений: летишь лицом вниз - поза, как у летящей птицы. Со стороны полет на дельтаплане напоминает полет бумажного самолетика - он парит и меняет направление, следуя потоку воздуха. Управлять дельтапланом не так просто, как парапланом. Нужно быть предельно внимательным. Ошибка равнозначна падению.
Бесспорно, конструкция дельтаплана аэродинамически более совершенна конструкции параплана. Но на земле достоинства жесткой конструкции дельтаплана оборачиваются огромными трудностями при транспортировке. Далекий полет на дельтаплане немыслим без хорошо организованного подбора на машине. К тому же на небольшую посадочную площадку, где без труда сядет параплан, не всегда приземлится дельтаплан. Все это ограничивает возможности дельтаплана в сравнении с демократичным парапланом, и в России дельтапланеристы обычно летают либо около старта, имея возможность всегда вернуться обратно, либо на соревнованиях с организованным подбором.
Параплан в большой степени свободен от этих проблем. С небольшим рюкзаком легко поймать попутку, такси или сесть в любой общественный транспорт после далекого маршрутного полета или просто добираясь до парадрома. Небольшая масса и габариты параплана не составит проблем при погрузке в поезд и не заставит переплачивать за огромный перегруз в самолете, как в случае с дельтапланом.
Примечание. Параплан внешне похож на некоторые модели парашютов, но главное отличие параплана от парашюта - возможность продолжительного и управляемого планирования (парения) в воздухе. Таким образом, по летным характеристикам параплан схож с дельтапланом, а по внешнему виду - с парашютом. Ещё одно существенное отличие параплана от парашюта - то, что полет параплана начинается со взлета, который осуществляется с ног пилота (подъем купола и разбег), в отличие от парашюта, который раскрывается во время свободного падения спортсмена в воздухе.

          

                Полет парапланеристов                                                   Подвесная система параплана

На форум "Парапланы"